Компания,
15 февраля 2016 г.
Почему закон защищает страховых мошенников
1121 просмотр
Последние пару лет все новыми подробностями обрастает решение Верховного суда, обязывающее страховые компании уплачивать штраф за необоснованный отказ в компенсации. Сумма штрафа при этом весьма внушительная - 50% от страховой премии. Во второй половине 2015 г. Госдума попыталась снизить штраф с 50% до разумных 20%, но попытка, к сожалению, не увенчалась успехом. В 2016 г. вопрос о штрафах для страховщиков будет актуален как никогда, так как в итоге это скажется и на цене страхового продукта для конечного потребителя.
А все потому, что, привязывая деятельность страховых компаний к закону «О защите прав потребителей», Верховный суд не учел две очень важные детали - возможные последствия и соразмерную ответственность сторон. На деле получилось так, что, несмотря на благие намерения Верховного суда, его решение не просто защитило права потребителя, а фактически спровоцировало новую волну махинаций со страховкой. Из компенсации за убытки штраф превратился в неплохой источник дополнительного дохода для мошенников. По оценке Банка России, потенциальный ущерб от страхового мошенничества в 2014 г. составил 25-35 млрд руб., а фактические потери - 15-20 млрд руб. При этом лишь четверть случаев мошенничества была доведена до суда. Убытки от мошенничества в автокаско составили 31% от совокупной величины ущерба. На проблему обратили внимание и стали бороться с ней всем миром: ЦБ, Минфин, МВД, Госдума и сам Верховный суд начали вырабатывать меры борьбы со страховыми махинациями. Однако так и не было попыток устранить самые главные причины мошенничества - штраф в 50% и отсутствие взаимной (и соразмерной) ответственности сторон. Размышляя на тему соразмерной ответственности, не могу не вспомнить о сказке Льва Толстого «Строгое наказание». Одного человека на рынке обманули. Царь просит его придумать наказание своему обидчику. Покупатель попросил вырезать из спины продавца столько мяса, на сколько тот его обвесил. Царь говорит: «Хорошо, вырежь этот кусок сам. Только смотри, чтобы вес был верен, а если вырежешь больше или меньше, ты виноват останешься». Мудрое решение царя хорошо иллюстрирует ситуацию с соразмерностью наказания: да, продавец поступил плохо, но не до такой степени, чтобы умереть в мучениях. К сожалению, в страховой отрасли нередко возникали прецеденты, когда клиент не получал причитающуюся ему компенсацию, но нынешнее наказание страховщиков так же сурово, как попытка вырезать кусок мяса из спины продавца. Никто не говорит, что страховым компаниям стоит спускать с рук недоплаты клиентам. Ответственность за каждое преступление, бесспорно, должна быть, но адекватной. Штрафные санкции при нарушении договора обязаны быть мерой возмещения убытков, а не источником дохода мошенников. На деле получается, что если по убытку цена иска составила, скажем, 2,5 млн руб., то целью мошеннических действий станет как раз штраф - 1,25 млн руб. Страхование в данных случаях перестает отвечать цели восстановления имущества и становится инструментом для дополнительного дохода недобросовестных лиц, дохода, с которого даже не берется никакой налог. В итоге страховые компании поставлены в ситуацию, когда они вынуждены предлагать добросовестным клиентам не самые выгодные условия страхования: завышенные тарифы, андеррайтинговые ограничения по маркам высокорискованных транспортных средств, дополнительные проверки при страховании. В сложившейся ситуации может помочь только устранение причины роста мошенничества - штрафа в 50% от суммы компенсации. Справедливое равновесие может быть достигнуто за счет установления максимального верхнего предела штрафа в размере 50%, но не более размера уплаченной страхователем премии. Только так положение на рынке страховых услуг можно будет вернуть к условиям взаимной выгоды и равной ответственности.
Мария РАЗМУСТОВА, директор департамента юридической поддержки и урегулирования убытков АО «Интач Страхование»
Вся пресса за 15 февраля 2016 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Страховое мошенничество
| В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
14 ноября 2025 г.

|
|
Нижегородская правда, 14 ноября 2025 г.
Эксперт Пожидаев дал советы, как не купить поддельный полис ОСАГО

|
|
110km.ru, Санкт-Петербург, 14 ноября 2025 г.
Россияне все дольше ездят на одном авто и реже их продают

|
|
РИАМО, 14 ноября 2025 г.
Автострахование в 2026 году: нужно ли ДГО в дополнение к ОСАГО и как его оформить

|
|
Финмаркет, 14 ноября 2025 г.
Чистая прибыль Allianz в 3-м квартале увеличилась на 15%, превысив прогноз

|
|
Комсомольская правда, 14 ноября 2025 г.
Хотят добиться баланса: в России идет обсуждение реформы ОСАГО

|
|
Российская газета онлайн, 14 ноября 2025 г.
Эксперт Пожидаев рассказал, как проверить подлинность полиса ОСАГО

|
|
Regions.Ru, 14 ноября 2025 г.
Пострадавшие в ДТП смогут получить до ?500 тыс. страховых выплат

|
|
Интерфакс, 14 ноября 2025 г.
Последствия пожара на крупном свинокомплексе Сахалина устранят за счет страховых выплат

|
|
Тренд, Баку, 14 ноября 2025 г.
Чистая прибыль иранской страховой компании Sarmad выросла

|
|
Sputnik Беларусь, 14 ноября 2025 г.
Страховые выплаты по каско значительно возросли в Беларуси

|
|
Клопс.ru, Калининград, 14 ноября 2025 г.
«Попробовали на зуб»: в Калининграде лошади искусали машину, пока владелец ходил за грибами

|
|
РБК (RBC.ru), 14 ноября 2025 г.
Сравни: как запуск Е-ОСАГО изменил российский страховой рынок

|
|
Автостат, 14 ноября 2025 г.
Эксперт назвал ТОП-3 жалоб потребителей в автостраховании

|
|
Автостат, 14 ноября 2025 г.
Как страховым компаниям удержать клиента?

|
|
РБК (RBC.ru), 14 ноября 2025 г.
ВСК пообещала в течение недели восстановить сервисы после кибератаки

|
|
ГТРК Ставрополье, 14 ноября 2025 г.
Виновник аварии на Ставрополье хотел избежать возмещения ущерба

|
|
Автостат, 14 ноября 2025 г.
Конкуренция на страховом рынке подталкивает компании к новым продуктам

|
 Остальные материалы за 14 ноября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|